5 перфомансов, которые пережила Красная Площадь

Кристина Манжула
15.11.2013
Культура

По соцсетям и новостям 10 ноября стремительно пронеслась новость, от которой мужчины чувствуют фантомную боль и хватаются за ширинку, а женщины брезгливо морщатся, и все-все восклицают: «Что за идиот!». Художник-акционист Петр Павленский натурально взял и прибил свое мужское достоинство к брусчатке на Красной Площади. Гвоздем. Голый. Осенью. Средь бела дня.

Конечно, здравый смысл бессилен в оценке таких поступков, но здравый смысл и идентификация себя с автором перфоманса — бесполезная категория в современного искусства с его основными вехами — акционизм и постмодернизм. Акционизм давно признали искусством и нас не спросили: начиная с живых картин Джексона Поллока и Ива Кляйна, минуя жуткий венский акционизм, заканчивая множеством арт-групп («Э.Т.И.», «Война», «Бомбилы») и отдельных художников (Осмоловский, Кулик, Бренер, Мавроматти), которые активизировались в начале 90-ых и многие держатся на плаву и сейчас. Об этом мы писали раньше в контексте акции Pussy Riot, а сейчас совершим небольшой экскурс в прошлое и вспомним, какие еще акции помнит многострадальная брусчатка Красной Площади.

«Цена 2:20″ (движение «ЭТИ», 1990)

5 перфомансов, которые пережила Красная Площадь

5 перфомансов, которые пережила Красная Площадь

Одна из самых первых российских арт-групп, движение «Экспроприация Территории  Искусства», которую возглавлял Анатолий Осмоловский, первыми выступили с перфомансом у стен Кремля. Другое название акции — «Хорошо живем — президента жуем». Трое человек принесли на Красную площадь стол и съели за ним батон колбасы за 2 р. 20 коп., сделав затем вид, что отравились. Собственно, это обозначало, что колбаса была явно не очень, а альтернатива была лишь одна — за 2 р. 90 коп. Но акция также повторяла центральную сцену фильма с одноименным названием, в котором каждый отрезанный кусок колбасы — новая глава в жизни страны.

«Х*й» (движение «ЭТИ», 1991)

5 перфомансов, которые пережила Красная Площадь

Наиболее яркая акция «ЭТИ», положившая начало новой волне преследования художников в России, называлась просто и со вкусом — «Х*й». Анатолий Осмоловский и еще 12 людей из андеграунда собрались на Красной Площади и выложили на брусчатке около мавзолея своими телами слово из трех букв. Полежали минуту, после чего  были задержаны милицией, но шума и дискуссий произвели очень много, а многих их поступок вдохновляет до сих пор.

Акция была протестом против запрета на употребление мата в общественных местах, но существует также толкование, что это был акт десакрализации Красной Площади. Сразу после события другая арт-группа обвинила Осмоловского в плагиате: ранее они уже проводили подобную акцию в усадьбе Кусково.

5-perfomances-on-the-red-square-06

Первая перчатка (Александр Бренер, 1995 г.)

5 перфомансов, которые пережила Красная Площадь

5 перфомансов, которые пережила Красная Площадь

Другой знаменитый российский перфомансист, «в портфолио» которого множество ярких и сумасшедших акций, в 1995 г. зимним февральским днем вышел на Лобное место в боксерских трусах и перчатках и, восклицая «Ельцин, выходи!», выполнял боевые приемы. Помогал ему в перфомансе писатель Алексей Цветков, стоявший рядом с черным флагом, на котором был изображен красный ощетинившийся кот. Акция была «похоронами иллюзий о прямой античной демократии» и вызовом представителям власти. Раньше «каждый гражданин мог дотронуться до своего избранника и высказать ему свои соображения», а теперь их ««транслируют» с помощью ТV, от их имени вещают уполномоченные лица и непосредственность общения в общественной жизни давно уже недостижима».

«Путин зассал» (Pussy Riot, 2012 г.)

Многие помнят еще перфоманс Pussy Riot на Красной площади, предшествующий роковому панк-молебну. Примечательно, что это была самая большая уличная акция по количеству участниц в деле — 8 дам в своих знаменитых шапках-масках, зажигая фаеры и размахивая флагом, исполнили песню «Бунт в России — Путин зассал». По словам участниц, их перфоманс был одновременно отсылкой к акции движения «ЭТИ» и к демонстрации 25 августа 1968 г. против введения в Чехословакию войск СССР, в которой также участвовало 8 человек.

«Оп-па, Джигурда» (Никита Джигурда, 2012 г.)

Язык не повернется назвать Джигурду художником, однако его танец на Красной Площади по формальным характеристикам можно приписать скрепя сердце к перфомансу. Конечно, здесь маркетинговыйход, а не художественный посыл или политический протест, но, как метко выразил шоумэн сакральный смысл своей акции подошедшему к нему сотруднику полиции, «это как радость жизни!». Джигурда станцевал под хит Gagnam Style подобие популярного танца, собрав необходимое количество ретвитов от желающих наблюдать это действо читателей в twitter.

Хотя, конечно, лучше бы он яйца к брусчатке прибил…

Tags: , ,

Оставить комментарий