Во многом успех в жизни определяется способностью использовать возможности которые нам встречаются. Одним из центральных понятий в ТРИЗ является ресурсы.
Ресурсы бывают как вещественные, так и не материальные, такие как время, или магнитное поле. Наша задача научить детей видеть окружающие их ресурсы и эффективно использовать эти возможности.
Предлагаем ребенку придумать игры, в которых можно обходиться без всего, или только тем что под рукой.
Задаем детям вопросы из разряда «что делать?»
- что делать, если нет ручки, но надо написать?
- что делать, если жарко, а ты на солнце?
- что делать, если хочется пить, но пить нельзя (в Аленушке — братцу нельзя было пить из копытца водицу)
- что делать, если потерялась расческа, ложка…
- играть в подручный материал (что можно сделать из фольги, в какую игру поиграть с камушками, каштанами, листиками и т.д.)
Продолжаем придумывать с ребенком, чем нам может быть полезна та или иная вещь, как мы делали это вчера. Это одновременно помогает ребенку понимать функции предмета, и видеть возможные варианты использования окружающих вещей. Обсуждаем что будет если этого предмета не будет. Например пропали все карандаши. Чем можно их заменить, и порисовать без них?
Составляем открытую задачу на основе прочитанной сказки. Например, «Двенадцать месяцев». Злая мачеха выгнала падчерицу за подснежниками, а злые сестры спрятали корзину. Помоги придумать падчерице куда положить подснежники.
- Разыграйте с детьми сцену, якобы вы собираетесь на дачу.
- Обсудите, что будет ожидать вас на даче. Какая погода будет, что там растет, есть ли там речка и так далее.
- Возьмите с собой «Чемодан» в качестве чемодана может выступить любой объект, в который можно сложить карточки, либо другие маленькие объекты).
- Сложите в «Чемодан» карточки или другие маленькие объекты.
- Попросите детей по очереди доставать из «Чемодана» карточку или объект, произнося подобную фразы «Я собрался в путешествие … и взял с собой..» и называть тот объект, который достал из «Чемодана»
- Попросите ребенка продолжить фразу, отвечая на вопросы: «Как этот объект может пригодиться в поездке?», «Для чего его можно использовать еще?».
Таким образом дети учатся замечать как объекты могут становиться ресурсами для решения задач.
- Семейные заповеди. Составьте свои семейные правила — заповеди, традиции, запреты, взгляды, пожелания. Что вы хотели бы закрепить у себя, что добавить. Какой бы хотели видеть свою семью? Что в ней должно быть, что не должно. Обсудите эти правила на семейном совете, красиво оформите и повесьте на видное место.
- Семейная телесная практика релаксация «Желе»
- Члены семьи подходят друг к другу, прижимаются теснее и представляют, что они — масса желе).
- Для начала решите, какое вы желе? Ванильное, банановое, малиновое? Представьте себе, что Вы только частичка этого желе, но вместе вы одно целое, попробуйте почувствовать, что те, кто рядом с нами дают нам силу, опору, уверенность. Побудьте этим крепким желе все вместе.
- Потом представьте себе, что кто-то начал встряхивать блюдо с желе. Блюдо сначала встряхивают медленно — вы как желе тоже раскачиваетесь медленно. Затем блюдо начали встряхивать быстрее — вы тоже встряхиваетесь быстрее).
- Теперь представьте себе, что блюдо с желе поставили на солнце, и оно начало таять. Импровизируйте от души!
Читайте также → Игры для уставшей мамы