Мотивация к учебе у подростков

Мотивация к учебе у подростков

Помним, что в подростковом возрасте у детей учеба уходит на задний план и нет особой мотивации учиться. Они часто так об этом и говорят прямым текстом: «Мне все равно».

Единственный конструктивный инструмент влияния на подростка, который у нас может быть — это хорошие взаимоотношения и общение. Это не гарантия и не панацея. Но это шанс, что он нас услышит и воспримет то, что вы говорите.

Хорошая учеба в школе — это уже совсем не залог успешного будущего и хорошей профессии в будущем, да и в целом — счастливой жизни.

Как вы думаете, что приводит к счастью, успеху и самореализации?

  • Жить в гармонии с собой.
  • Не бояться ошибок и извлекать из них пользу.
  • Быть уверенным в себе.
  • Хорошие друзья.
  • Чтобы была любовь.
  • Посмотреть мир.
  • Любимое дело.
  • Хорошая семья.
  • Наличие поддержки близких.
  • Чтобы было интересно жить.
  • Хорошее здоровье.
  • Продолжать расти и развиваться.
  • Чтобы была сила воли.
  • Признание со стороны окружающих.
  • Ощущать независимость.

Как мы видим, для счастливой, успешной жизни, для самореализации не так уж обязательно очень хорошо учиться. Просто подумайте об этом. Посмотрите шире.

Иногда смена школы, смена класса или учителя помогает подростку изменить отношение к учебе и улучшить успеваемость.

Есть ли проблемы с одноклассниками? Учителями?

Мотивация — это побуждение к действию.

Существует два типа мотивации: внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация — выполнение деятельности ради самой деятельности, а не для получения какой-то внешней награды.

Внешняя мотивация — выполнение деятельности, не ради неё самой, а для получения награды или из страха наказания или негативных последствий.

Исследования показывают, что если человек участвует в деятельности исходя из внутренней мотивации, он выполняет работу намного качественнее, продолжительнее и лучше.

Многие родители используют подход «кнут и пряник»: угрозы, крики, наказания, шантаж, или призы, деньги…

Когда дети реагируют на «кнут и пряник», они действуют на основе внешней мотивации.

Как только вы перестанете использовать кнут и пряник — ребенок перестанет делать то, что нужно, т.к. больше нет внешнего стимула, а внутренняя мотивация не сформирована.

Использование кнута и пряника (наказания или вознаграждения снижает внутреннюю мотивацию у детей.

Для того чтобы была внутренняя мотивация, подростку важно чувствовать, что у него получается, что он разбирается в теме, способен решить ту или иную задачу и его старания заметны.

Когда ребёнок чувствует, что у него получается и он может, то чувство компетентности становится его самым большим внутренним мотиватором.

Помните — нам нравится то, что у нас хорошо получается и с чем связаны положительные эмоции.

Помогите ребёнку, чтобы у него был опыт успеха и получалось то, что он делает.

Если необходимо — пригласите репетитора и организуйте помощь подростку.

Задавайте коучинговые вопросы:

  • Что тебе может помочь исправить оценки?
  • Как тебе кажется, в чем причина того, что у тебя стало появляться все больше троек?
  • Если ничего не менять и не прикладывать усилия, как ты думаешь, какой будет итог года?
  • Тебе самому хотелось бы окончить год без троек?
  • Что нужно сделать, чтобы исправить оценку по математике?

Говорите через «Я-сообщения»:

  • Я знаю, какой ты способный и мне так хочется, что ты тоже в себя поверил.
  • Я переживаю за тебя, потому что знаю, насколько у тебя светлая голова.
  • Я волнуюсь за тебя, потому что с низкими оценками будет невозможно поступить в ВУЗ, в который ты хочешь.

Естественные последствия.

Многие родители боятся, что если они позволят своим детям принимать свои собственные решения, то дети неизбежно примут неправильное решение и потерпят неудачу.

Но так же, как падение — это неизбежная часть обучения ходьбе, принятие неправильных решений — неизбежная и очень важная часть обучения принятию правильных решений.

Благодаря естественным последствиям своих действий и решений дети могут очень эффективно обучаться. Например, если подросток отказывается выполнять домашнее задание или делает его наполовину — пусть столкнется с последствиями в школе.

А если подростку совершенно безразличны эти последствия, вы можете сказать:

«Я вижу, что тебя это совсем не беспокоит, но мне очень сложно полностью отпустить этот вопроси «забить» на твою учебу. Я знаю, на что ты способен. Я знаю, что ты можешь учиться на 4 и 5. Давай подумаем, что для этого нужно».

Пример логических последствий:

Очень важно, чтобы гаджеты не мешали тебе расставлять приоритеты и делать то, что важно. Если ты хочешь продолжать пользоваться гаджетами так, как пользуешься сейчас, важно учиться на 4 и 5 (либо без двоек — определите нижний порог). Давай вместе договоримся. В каком случае нужно будет сделать перерыв в гаджетах?

Моё предложение — если у тебя подряд идет 3 тройки или хотя бы одна 2 — гаджеты откладываются до исправления оценок, чтобы ты мог больше сосредоточиться на учебе. Если ты учишься на 4 и 5, и иногда получаешь 3, я к тебе не подхожу.

Лень в поведении подростков.

У подростков может резко снижаться работоспособность из-за физиологической утомляемости (организм словно бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьезной работы психики не остается).

Лень может быть демонстративной — это протест против излишнего контроля родителями поведения подростка.

Иногда за патологической ленью подростка может стоять депрессия, для лечение которой требуется медицинское вмешательство.

То, что вы можете называть ленью — это деятельность, которую вы не считаете серьезной.

Если подросток просто лежит и думает, глядя в потолок — это не лень.

Читайте также → Как объяснить подростку что надо учиться

Оцените статью
Поделиться с друзьями