Как объяснить подростку что надо учиться

Как объяснить подростку что надо учиться

Помним, что в подростковом возрасте мотивация к учебе обычно снижается, учеба уходит на задний план, а на первое место выходят общение со сверстниками. Это является вариантом возрастной нормы. И наша задача, как родителей, не запугать, не вызывать еще большее сопротивление к учебе, а мягко мотивировать и направлять, при этом предлагая и помогая организовать необходимую подростку помощь.

Важно понимать свои ограничения и не питать иллюзий. Нет таких волшебных слов, фраз или действий, которые заставляют подростка развернуться на 180 градусов и захотеть серьезно учиться.

Процесс формирования внутренней мотивации — это длительный процесс и складывается из многократного повторения опыта успеха у подростка, обратной связи от учителей и родителей о том, что у него получается и он делает успехи.

Поэтому так важно помочь подростку дать этот опыт успеха, и если есть предметы, в которых он плохо разбирается и не справляется — организовать ему помощь.

Часто встречающиеся причины неуспеваемости:

  1. Плохие отношения с учителем. К сожалению, не все педагоги могут найти подход к подростку. Возможно, имеет смысл поговорить с учителем или, если ситуация тянется уже очень долго и ее не получается разрешить, можно рассмотреть возможность сменить место учебы.
  2. Часть предметов совсем не интересны ребенку. Такое тоже бывает. У каждого из нас были любимые и нелюбимые предметы. Можно говорить о том, что ты не должен любить этот предмет и, возможно, он тебе никогда не пригодится. Но из-за плохой оценки по нему испортится вся картина в аттестате.
  3. Не понимание предметов. Иногда ребенок может упустить что-то во время урока, не понять тему, а дальше все пробелы начнут накапливаться, как снежный ком. В таком случае проблему можно исправить репетиторами или дополнительными занятиями. Необязательно тратить большие деньги на репетиторов. Это могут быть студенты вузов, которые буду рады подработать, либо старшеклассники из той же школы.
  4. Подросток все свободное время проводит в гаджетах. Этот вопрос решается договоренностями о том, что на время выполнения уроков, а также вечером, перед сном — гаджеты отключаются или выносятся из комнаты. Либо договоренностями о том, что гаджеты — это привилегия и ими можно пользоваться тогда, когда они не влияют на успеваемость. А если из-за них начинаются проблемы с учебой, вы будете вынуждены принять меры и временно ограничить количество экранного времени до улучшения ситуации с учебой. Важно, чтобы это были не пустые угрозы и обещания, а вполне конкретные предложения или условия, которые важно подробно обсудить с подростком.
  5. Буллинг (травля). В коллективе сложились нездоровые отношения и одна часть детей травит и преследует одного из подростков (или группу подростков). Конечно, это может отразиться на успеваемости. Об этом подросток сможет рассказать вам, если у вас сложились доверительные отношения. В этом случае взрослые обязательно должны вмешаться.

Ошибочные действия, которые не помогают, а только ухудшают отношение к учебе:

  1. Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми. Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование ему не интересно и не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие, уважительное отношение и вести аргументированный диалог.
  2. Чрезмерный контроль. Если вы будете угрозами заставлять подростка делать уроки, постоянно напоминать про уроки и следить за их выполнением, это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.
  3. Домашний арест. Не стоит запрещать встречаться с друзьями и гулять на свежем воздухе, если вы недовольны учебой. Такие крайности отрицательно скажутся на на эмоциональном состоянии подростка и он будет воспринимать вас как врага.
  4. Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Не стоит запрещать подростку посещать тренировки и другие любимые занятия, пока он не исправит оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимых занятий, приносящих радость.

Вот то, что помогает:

  • Позитивная мотивация.

Давайте посмотрим на наши традиционные доводы:

«Не будешь учиться — будешь работать дворником»,

«Не поступишь в институт»,

«Тебя выгонят из школы»,

«Пойдешь учиться в ПТУ».

Все эти фразы работают, как угрозы, которые можно выразить словами «Не будешь учиться — будет плохо».

Предлагаю формулировать аргументы в пользу учебы через позитивные примеры и мотивацию заниматься в жизни тем, чем хочет подросток:

«Благодаря хорошей учебе в школе и получению хорошего образованию, ты сможешь жить там, где тебе хочется и так, как тебе хочется».

«Если ты будешь учиться в ВУЗЕ, у тебя будет совсем другой круг друзей и общения, чем если ты будешь учиться в училище и ПТУ».

«Если у тебя будет хорошее образование, ты можешь ни от кого не зависеть и открыть свою собственное дело и быть сам себе хозяин».

А если у вашего подростка есть какие-то мечты о будущем, какие-то серьезные увлечения — помогите ему увидеть, что и где необходимо изучать, чтобы продолжать заниматься этим, уже как своей профессией и получать за это деньги.

  • Поговорите об образовании тех, кто является для подростка кумиром и кого он слушает/смотрит/любит.

Например, известный видео блогер Юрий Дудь, который блестяще проводит интервью и зарабатывает на своем блоге в Youtube огромные деньги — закончил факультет журналистики в МГУ (высшее образование), что, конечно же, помогло ему стать таким популярным и развивать свое дело.

Для того, чтобы говорить об этом — вам, конечно, нужно узнать больше о тех, кого читает, смотрит, слушает и любит ваш подросток. Узнать не от него, а провести свое маленькое исследование и прочитать о них.

  • Попросите затронуть эту тему и поговорить с подростком о тех людях, которым подросток доверяет.

Помним, что родители не являются авторитетом для подростка. И в его жизни, скорее всего, есть другие взрослые, с которыми у него есть особые отношения и которым он доверяют больше, чем родителям.

Хорошо, если это психолог, с которым можно обсудить любые вопросы. Может быть, это ваши брат/сестра или брат/сестра другого родителя, тренер в секции и т.д. Можно попросить их, когда это будет уместно, затронуть с подростком тему образования и важности его получения. Даже если другой человек повторит ваши аргументы, то из его уст они могут звучать более убедительно для подростка.

Читайте также → Доверительные отношения с подростком

Оцените статью
Поделиться с друзьями