Помним, что в подростковом возрасте мотивация к учебе обычно снижается, учеба уходит на задний план, а на первое место выходят общение со сверстниками. Это является вариантом возрастной нормы. И наша задача, как родителей, не запугать, не вызывать еще большее сопротивление к учебе, а мягко мотивировать и направлять, при этом предлагая и помогая организовать необходимую подростку помощь.
Важно понимать свои ограничения и не питать иллюзий. Нет таких волшебных слов, фраз или действий, которые заставляют подростка развернуться на 180 градусов и захотеть серьезно учиться.
Процесс формирования внутренней мотивации — это длительный процесс и складывается из многократного повторения опыта успеха у подростка, обратной связи от учителей и родителей о том, что у него получается и он делает успехи.
Поэтому так важно помочь подростку дать этот опыт успеха, и если есть предметы, в которых он плохо разбирается и не справляется — организовать ему помощь.
Часто встречающиеся причины неуспеваемости:
- Плохие отношения с учителем. К сожалению, не все педагоги могут найти подход к подростку. Возможно, имеет смысл поговорить с учителем или, если ситуация тянется уже очень долго и ее не получается разрешить, можно рассмотреть возможность сменить место учебы.
- Часть предметов совсем не интересны ребенку. Такое тоже бывает. У каждого из нас были любимые и нелюбимые предметы. Можно говорить о том, что ты не должен любить этот предмет и, возможно, он тебе никогда не пригодится. Но из-за плохой оценки по нему испортится вся картина в аттестате.
- Не понимание предметов. Иногда ребенок может упустить что-то во время урока, не понять тему, а дальше все пробелы начнут накапливаться, как снежный ком. В таком случае проблему можно исправить репетиторами или дополнительными занятиями. Необязательно тратить большие деньги на репетиторов. Это могут быть студенты вузов, которые буду рады подработать, либо старшеклассники из той же школы.
- Подросток все свободное время проводит в гаджетах. Этот вопрос решается договоренностями о том, что на время выполнения уроков, а также вечером, перед сном — гаджеты отключаются или выносятся из комнаты. Либо договоренностями о том, что гаджеты — это привилегия и ими можно пользоваться тогда, когда они не влияют на успеваемость. А если из-за них начинаются проблемы с учебой, вы будете вынуждены принять меры и временно ограничить количество экранного времени до улучшения ситуации с учебой. Важно, чтобы это были не пустые угрозы и обещания, а вполне конкретные предложения или условия, которые важно подробно обсудить с подростком.
- Буллинг (травля). В коллективе сложились нездоровые отношения и одна часть детей травит и преследует одного из подростков (или группу подростков). Конечно, это может отразиться на успеваемости. Об этом подросток сможет рассказать вам, если у вас сложились доверительные отношения. В этом случае взрослые обязательно должны вмешаться.
Ошибочные действия, которые не помогают, а только ухудшают отношение к учебе:
- Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми. Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование ему не интересно и не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие, уважительное отношение и вести аргументированный диалог.
- Чрезмерный контроль. Если вы будете угрозами заставлять подростка делать уроки, постоянно напоминать про уроки и следить за их выполнением, это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.
- Домашний арест. Не стоит запрещать встречаться с друзьями и гулять на свежем воздухе, если вы недовольны учебой. Такие крайности отрицательно скажутся на на эмоциональном состоянии подростка и он будет воспринимать вас как врага.
- Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Не стоит запрещать подростку посещать тренировки и другие любимые занятия, пока он не исправит оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимых занятий, приносящих радость.
Вот то, что помогает:
- Позитивная мотивация.
Давайте посмотрим на наши традиционные доводы:
«Не будешь учиться — будешь работать дворником»,
«Не поступишь в институт»,
«Тебя выгонят из школы»,
«Пойдешь учиться в ПТУ».
Все эти фразы работают, как угрозы, которые можно выразить словами «Не будешь учиться — будет плохо».
Предлагаю формулировать аргументы в пользу учебы через позитивные примеры и мотивацию заниматься в жизни тем, чем хочет подросток:
«Благодаря хорошей учебе в школе и получению хорошего образованию, ты сможешь жить там, где тебе хочется и так, как тебе хочется».
«Если ты будешь учиться в ВУЗЕ, у тебя будет совсем другой круг друзей и общения, чем если ты будешь учиться в училище и ПТУ».
«Если у тебя будет хорошее образование, ты можешь ни от кого не зависеть и открыть свою собственное дело и быть сам себе хозяин».
А если у вашего подростка есть какие-то мечты о будущем, какие-то серьезные увлечения — помогите ему увидеть, что и где необходимо изучать, чтобы продолжать заниматься этим, уже как своей профессией и получать за это деньги.
- Поговорите об образовании тех, кто является для подростка кумиром и кого он слушает/смотрит/любит.
Например, известный видео блогер Юрий Дудь, который блестяще проводит интервью и зарабатывает на своем блоге в Youtube огромные деньги — закончил факультет журналистики в МГУ (высшее образование), что, конечно же, помогло ему стать таким популярным и развивать свое дело.
Для того, чтобы говорить об этом — вам, конечно, нужно узнать больше о тех, кого читает, смотрит, слушает и любит ваш подросток. Узнать не от него, а провести свое маленькое исследование и прочитать о них.
- Попросите затронуть эту тему и поговорить с подростком о тех людях, которым подросток доверяет.
Помним, что родители не являются авторитетом для подростка. И в его жизни, скорее всего, есть другие взрослые, с которыми у него есть особые отношения и которым он доверяют больше, чем родителям.
Хорошо, если это психолог, с которым можно обсудить любые вопросы. Может быть, это ваши брат/сестра или брат/сестра другого родителя, тренер в секции и т.д. Можно попросить их, когда это будет уместно, затронуть с подростком тему образования и важности его получения. Даже если другой человек повторит ваши аргументы, то из его уст они могут звучать более убедительно для подростка.
Читайте также → Доверительные отношения с подростком