Метод активного слушания ребенка

Метод активного слушания ребенка

Предлагаем вам вспомнить методы эффективного общения с ребенком, о которых пишет психолог Ю.Б. Гиппенрейтер.

Я-сообщения: родителям лучше говорить о поступках ребенка, описывая свое состояние, а не оценивать его самого. Например, вместо: «Ты поступил плохо» («Ты-сообщение») стоит сказать: «Я расстроен(а) твоим поведением» («Я-сообщение»).

То есть говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу поведения ребенка, а не делать суждений о нем самом.

Важное про общение в стиле я-сообщений

  • Рекомендуется использовать их не только в конфликтных ситуациях, но и для выражения своих положительных эмоций: «Я рад(а) тебя видеть», «Я тебя люблю», «Мне нравится играть с тобой».
  • Важно учить ребенка рассказывать о своей эмоции в виде «Я-сообщения».
    Родитель может способствовать тому, чтобы ребенок рассказывал, как он себя ощущает. Например, ребенок пришел с улицы и заявляет: «Я не буду больше играть с Машей, она жадина!». Это можно переформулировать «Ты злишься, что она не дала тебе свою куклу?».
  • После выражения негативных чувств важно объяснить, какого поведения родитель ждет от ребенка. «Я очень расстраиваюсь, когда ты приходишь так поздно. Мне бы очень хотелось, чтобы ты раньше приходила домой с прогулки».

Если ребенок уже вырос, то он может не согласиться с той линией поведения, которую предлагает взрослый. И важно бережно продолжать выстраивать разговор дальше или принять точку зрения ребенка, отличную от родительской:

  • Делать акцент на последствия выполнения просьб родителя, «Если ты будешь возвращаться раньше, мы с тобой сможем больше общаться и обсуждать, что происходит у тебя в жизни».
  • «Если ты будешь дальше рисовать на стенах, нам придется делать ремонт, а не покупать тебе самокат».

В общении с ребенком также помогает метод активного слушания.

Активное — это внимательное, сопереживающее, воспринимающее то, о чем хочет сказать ребенок. Метод активного слушания необходимо применять во всех ситуациях, когда ребёнок имеет эмоциональные проблемы или хочет поделиться радостью.

Основные правила активного слушания:

  • Повернуться лицом к ребёнку. по возможности глаза на одном уровне.
  • Избегать «направляющих» вопросов, которые могут вынудить ребенка на определенное поведение.
  • Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание.
  • Обозначать чувства, испытываемые ребенком.

Примеры обозначения чувств ребенка вы можете прочитать ниже:

  • Вместо «Не смей его бить! Это же твой брат» лучше сказать : «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
  • Вместо «Не бойся. Собака тебя не тронет» лучше сказать «Мне кажется, симпатичный пес. Но если боишься — давай перейдем на другую сторону».
  • Вместо «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» лучше сказать «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»
  • Вместо «Подумаешь — укол! Даже малыш не боится, а ты…» лучше сказать «Да, укол — это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».

Активное слушание — это не способ добиться чего-то от ребёнка, а только путь к установлению лучшего контакта, способ показать ребёнку, что мы его понимаем.

ПРАКТИКА:

Вспомните три примера из вашей жизни с ребенком и попробуйте переформулировать ваши ответы так, чтобы они были в стиле я-сообщений и/или активного слушания.

Установление границ дозволенного поведения

Часто в отношениях ребенка и родителей возникают трудности из-за установления границ, запретов.

Просто запретить что-то ребенку порой не работает. Наказание не работает. Поэтому мы хотим предложить вам познакомиться со «ступенчатой системой установления запрета» по методу X. Джайнотта:

  • Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка («Я понимаю, что тебе хочется…»).
  • Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как.,.»).
  • Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
  • Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится..»).

ПРАКТИКА:

Приведите свои примеры из жизни, связанные с трудностями установления границ дозволенного. Пропишите, как вы могли бы реагировать на просьбы ребенка, если использовать эту схему.

Читайте также → Привилегии ребенка в семье

Оцените статью
Поделиться с друзьями